Авторское право © WWW : Ретро РЗиА
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Двукратное электрическое АПВ на переменном оперативном токе
30.04.12 18:42

Двукратное электрическое АПВ на переменном оперативном токе
УДК 621.319.925 
Автор: инженер В. А. Мамаев
Источник: Журнал Энергетик №1, 1968

В настоящее время на сельских подстанциях 35/6-10 кВ большинство приводов масляных выключателей обеспечивают только мгновенное однократное механическое или электрическое АПВ.
Эксплуатация мгновенных АПВ показывает, что в ряде случаев они бывают неуспешными, но при включении заново линия остается под напряжением. С целью повышения надежности питания потребите-лей в последнее время начинают применять в сельских сетях секционирующие аппараты - автоматические отделители, для работы которых на головном выключателе требуется установка многократного АПВ. Учитывая, что в сельских сетях выключатели в большинстве случаев имеют значительный запас по отключаемой мощности (количество отключений до очередных ревизий можно увеличить), а также с целью повышений надежности и бесперебойности электроснабжения потребителей целесообразно повышать уровень автоматизации подстанций 35/6-10 кВ, внедряя на отходящих линиях двукратные АПВ, а для подстанций без постоянного дежурного персонала двукратные АПВ должны являться необходимым элементом.
Автором статьи разработано двукратное электрическое АПВ на переменном оперативном токе с самовозвратом схемы после действия для пружинных, грузовых и пружинно-грузовых приводов, оборудованных автоматическим моторным редуктором (AMP) (см. рис. 1 и 2). Это АПВ опробовано и введено в опытную эксплуатацию на одной из линий 10 кВ Западных электросетей Ставропольэнерго.

Рис. 1. Графики циклов двукратного АПВ с ускорением защиты до АПВ (а) и однократного АПВ (б)

Рис. 1. Графики циклов двукратного АПВ с ускорением защиты до АПВ (а) и однократного АПВ (б) с условными границами выдержек времени на реле времени РВ и 1РВ. I - ток к.з.; Iраб - рабочий ток линии; t1, t3, t5 - время отключения выключателя; t2, t4- время пауз до АПВ; tРВ-1, tРВ-2, t1РB-1, t1РВ-2-выдержки времени, устанавливаемые на реле времени РВ и 1PB; t4 - время полного подъема груза (взвода пружины).

Положение блок-контактов привода соответствует отключенному выключателю и взведенному грузу (пружине). Переключатели управления ПУ-2ПУ установлены в положение, соответствующее введенному двукратному АПВ. При включенном выключателе и поднятом грузе блок-контакты выключателя БКВ-1, БКВ-2, БКВ-3 разомкнуты, блок-контакты положения груза привода БКГ-1 замкнут, а БКГ-2 разомкнут. Блок-контакты БКА-1, БКА-2 при включенном выключателе замкнуты. Они остаются замкнутыми при отключении выключателя от защиты или самопроизвольном его отключении и размыкаются при механиче-ском воздействии (с помощью соответствующего рычага, кнопки, штока) или от электромагнита отключения до привода.

Двукратное АПВ

При аварийном отключении выключателя от защиты через блок-контакты БКВ-1, БКГ-1, БКА-1 на обмотку включения ЭВ подается напряжение - выключается. При этом блок-контакты БКВ-1 и БКГ-1 в цепи ЭВ размыкаются, блок-контакт БКГ-2 в цепи двигателя замыкается и последний начинает взводить груз (пружину). Время полного подъема груза (пружины) лежит в пределах 15-20 сек, оно и определяет время готовности привода к следующему включению.
Если первый цикл АПВ будет неуспешным, т. е. включение выключателя произойдет на неустранившееся КЗ то на реле времени РВ через замкнувшиеся блок-контакты БКВ-1 и БКА-1 подается напряжение. Проскальзывающий контакт РВ-1 произведет переброску двухпозиционного реле РП, которое контактом РП-1 подаст напряжение на обмотку реле времени 1PВ. В это время AMP поднимает груз и блок-контакты БКГ-1 замкнутся - произойдет повторное включение выключателя. Если этот цикл АПВ будет успешным, то контакты 1РВ-2 реле 1РВ подадут питание на обмотку двухпозиционного реле РП, последняя перебросится в первоначальное положение (произойдет самовозврат схемы). С этого момента схема готова к дальнейшему выполнению своих функций. AMP взведет груз (пружину) и подготовит привод для дальнейшей работы.
Если второй цикл АПВ будет неуспешным, то проскальзывающий контакт 1РВ-1 через замкнувшиеся блок-контакты БКВ-2 и БКА-1 подает напряжение на электромагнит отключения ЭО, которая, сработав, разомкнет блок-контакт БКА-1. Контакт 1РВ-2 произведет переброску реле РП.


Рис. 2. Схема двукратного электрического АПВ

Рис. 2. Схема двукратного электрического АПВ. БКВ - блок-контакт выключателя; БКА - блок-контакт несоответствия («аварийный»); БКГ - блок-контакт положения груза (пружины) привода; ЭВ и ЭО - электромагниты включения и отключения привода; Д - двигатель автоматического моторного редуктора (AMP); ПУ – 2ПУ - переключатели управления типаТП1-2; РП - реле времени соответственно типов ЭВ-237 (ЭВ-238) и ЭВ 247 (ЭВ-248); РУ и 1РУ - реле указательные соответственно типов РУ-21/0,5 и РУ-21/0,05; СЧ - счетчик аварийных отключений выключателя; 1РП - реле ускорения защиты типа РП-25.

Рис. 3. Принципиальная схема защиты с ускорением действия до АПВ для секционированных сетей 6-10 кВ с реле PT-80

Рис. 3. Принципиальная схема защиты с ускорением действия до АПВ для секционированных сетей 6-10 кВ с реле PT-80.

После подъема груза замкнется блок-контакт БКГ-1 в цепи ЭВ, но нового включения выключателя не будет, так как к этому времени будут разомкнуты блок-контакты БКА-1 (этим исключается явление прыгания выключателя на короткое замыкание).
Данная схема позволяет получить путем соответствующего положения переключателей управления 1ПУ-2ПУ однократное мгновенное АПВ или однократное АПВ с выдержкой времени.

Мгновенное АПВ

Переключатель 2П устанавливается в положение 1-2, контакт РВ-1 из работы выводится. При аварийном отключении выключателя он повторно включается электромагнитом ЭВ. Если КЗ устойчиво, то выключатель отключается, запускается реле РВ и контактом РВ-2 подает напряжение на ЭО, который, сработав, разомкнет блок-контакт БКА-1.

АПВ с выдержкой времени

Переключатели 1ПУ и 2ПУ устанавливаются в положение 2- 3, блинкер 1РУ шунтируется. При аварийном отключении выключателя в работу запускается реле РВ, которое контактом РВ-1 произведет переброску реле РП, а контактом РВ-2 включит выключатель. Если АПВ будет неуспешным, то через контакт 1РВ-1 и блок-контакт БКВ-2 напряжение подается на ЭО, последний срабатывает и размыкает блок-контакт БКА-1. После этого контакт 1РВ-2 произведет переброску реле РП. Схема автоматики возвращается в исходное положение.
Блинкеры РУ и 1РУ служат для регистрации работы соответственно первого и второго циклов АПВ. Переключатель ПУ служит для вывода АПВ из работы. Все устройство двукратного АПВ, за исключением блинкеров РУ и 1РУ, смонтировано на цоколе от реле ИТ-80.
На подстанциях без постоянного дежурного персонала для регистрации количества аварийных от-ключений параллельно обмотке реле РВ целесообразно устанавливать счетчик аварийных отключений выключателя СЧ. При необходимости размыкающий контакт счетчика врезается в схему, как показано на рис. 2. После заданного числа аварийных отключений выключателя контакт СЧ размыкается, устройство АПВ выводится из работы, выключатель остается отключенным.
В случае если линия имеет секционирование предохранителями, целесообразно применять ускорение защиты до АПВ (неселективное отключение).
На рис. 3 дана принципиальная схема защиты с ускорением действия до АПВ для секционированных сетей 6-10 кВ.
г. Ставрополь.

От редакции. Анализ работы устройства показывает, что недостатком схемы является отсутствие выдержки времени у АПВ первого цикла.

URL / WWW
http://retro-rzia.ru/article/a-7.html