В связи с тем, что при эксплуатации маслонаполненных вводов с бумажно-масляной изоляцией происходили повреждения, вызванные ухудшением состояния изоляции остова ввода, производилась проверка состояния изоляции ввода и масла. Заводом "Изолятор" рассмотрены результаты измерений tg δ вводов и масла, произведенных эксплуатационными организациями за последние годы, и даны рекомендации по дальнейшей эксплуатации вводов, в том числе рекомендовано заменить масло во вводах, где оно имеет повышенное значение tg δ .
Главтехуправление предлагает:
1. При первой возможности заменить масло во вводах, имеющих повышенное значение tg δ основной изоляции, а также значения пробивного напряжении масла, не соответствующие браковочным нормам, приведенным в таблице.
2. В первую очередь заменить масло во вводах 500 кВ, указанных заводом "Изолятор" в письмах энергопредприятиям.
3. Замену масла производить, руководствуясь технологичес-кими указаниями прилагаемой Инструкции завода "Изолятор".
4. Во вводах 220 и 110 кВ замену масла производить по мере вывода оборудования в ремонт в зависимости от состояния изоляции ввода.
Заместитель начальника Главного технического управления по эксплуатации энергосистем, главный специалист-электрик
Ф.Синьчугов
Инструкция по замене масла в маслонаполненных вводах
1. Подготовить масло в объеме, равном 3-4-кратному объему масла во вводе.
Выбор марки масла произвести в соответствии с Решением Главтехуправления Минэнерго СССР, Главтрансформатора Минэлектротехпрома СССР и Главнефтехимпереработки Миннефтехимпрома СССР от 11 мая 1970 г. "Об области применения изоляционных масел".
Масло должно быть очищенным и дегазированным, иметь пробивное напряжение не менее 50 кВ при испытании в стандартном масло-пробойнике и tg δ при 70°С не более нормы, установленной для масла применяемой марки (см. таблицу).
2. Снять ввод с трансформатора и установить в специальную стайку согласно указаниям инструкции по эксплуатации вводов.
3. Собрать схему, приведенную на рисунке, не подсоединяя к ней ввод, и тщательно промыть ее маслом.
Примечание. На емкости 4 у маслоуказательного стекла должны быть нанесены отметки, указывающие количество сливаемого масла, считая от верхней начальной отметки, соответственно для вводов классов напряжений 110, 150, 220, 330, 500 и 750 кВ.
4. Вывернуть пробку из отверстия в верхней части ввода иввернуть штуцер, надеть на него шланг, присоединенный к емкости 4,под струей масла. Перекрыть кран (кр.4).
Схема замены масла во вводах:
1 - бак для слива отработанного масла; 2 - стойка; 3 - ввод; 4 - бак с чистым маслом (устанавливать выше ввода); 5 - фильтр-пресс; 6 - приемный бак (устанавливать ниже ввода); 7 - пробка для слива масла из ввода 5.
Вывернуть пробку в нижней части ввода и установить штуцер. Соединить штуцер через промежуточные краны (кр. 1 и кр. 5) с баками 1,6.
Примечания: 1. У ввода негерметичного исполнения необходимо предварительно слить масло из гидрозатвора, вывернуть дыхатель и вместо него поставить временную пробку с уплотнением. 2. У вводов герметичного исполнения с баками давления перекрыть вентили на вводе и баке давления и отсоединить бак давления.
6. Открыть кран (кр. 4) на линии от емкости со свежим маслом, а затем другой кран (кр. 1). Обеспечивая непрерывный приток свежего масла, слить из ввода старое масло (один объем). Перекрыть кран (кр. 1).
7. Открыть краны (кр.5 и кр.З). Включить фильтр-пресс и отрегулировать его так, чтобы уровень масла в приемном баке 6 был примерно на 1/2 высоты маслоуказательного стекла.
При опускании уровня масла до 1/4 высоты стекла фильтр-пресс отключить и после подъема уровня до 1/2 высоты вновь включить. Смену бумаги в фильтр-прессе производить через 2-3 ч.
Произвести промывку ввода маслом, поступающим через фильтр-пресс, в течение:
не менее 6 ч ............... для ввода на 110 кВ
не менее 12 ч ............ для ввода на 150-220 кВ
не менее 24 ч ............ для ввода на 330 кВ и выше.
По истечении указанного времени отобрать пробу масла и проверить пробивное напряжение и tg δ при 70°С.
Циркуляцию масла прекратить при условии достижения пробивного напряжения 50 кВ при испытании в стандартном маслопробойнике tg δ при 70°С не более нормированного значения (см. таблицу).
8. Перекрыть краны (кр. 4 и кр. 3). Вывернуть штуцер в нижней части ввода и поставить глухую пробку.
9. Подсоединить трубопровод от вакуум-насоса к штуцеру в верхней части ввода. Включить вакуум-насос и отвакуумировать ввод при остаточном давлении не более 5 мм рт.ст. в течение:
4 ч.................................. для ввода на 110 кВ
8 ч ................................. для ввода на 150-220 кВ
12 ч............................... для ввода на 330 кВ и выше.
10. Прекратить вакуумировку. Отсоединить ввод от вакуум-насоса и закрыть ввод пробкой.
11. У вводов герметичного исполнения подсоединить бак давления, для чего:
- необходимо приоткрыть вентиль на вводе и баке давления и под струей масла уплотнить пробку в верхней части ввода;
- установить давление в системе ввод-бак согласно установочной кривой, приведенной в инструкции по эксплуатации вводов.
12. Вывернуть у вводов негерметичного исполнения временную пробку и ввернуть дыхатель. Заполнить гидравлический затвор маслом в соответствии с инструкцией по эксплуатации вводов.