Анализ опыта эксплуатации и случаев повреждений и отказов в работе воздушных выключателей 110-330 кВ с воздухонаполненным отделителем показывает, что нередко случаи повреждений и отказов их в работе происходят вследствие невыполнения заводом-изготовителем (при выпуске аппаратов) и предприятиями энергосистем (при вводе в работу и в процессе эксплуатации) мероприятий по устранению отдельных недостатков конструкции, рекомендованных директивными материалами Главтехуправления и информационными материалами завода "Электроаппарат" и треста ОРГРЭС. Кроме того, некоторые повреждения и отказы в работе воздушных выключателей происходят из-за низкого качества резино-технических изделий и, в первую очередь, уплотнений дутьевых и других клапанов системы управления выключателями.
Вследствие этих причин в энергосистемах наблюдаются случаи:
- самопроизвольного включения отдельных полюсов выключателей при автоматических отключениях от релейных защит;
- самопроизвольного уменьшения сброса давления (расхода сжатого воздуха) при отключениях;
- поломки изоляторов и других элементов выключателей.
С целью предупреждения отказов в работе воздушных выключателей 110-330 кВ с воздухонаполненным отделителем завода "Электроаппарат" Главтехуправление по эксплуатации энергосистем предлагает:
1. Выполнить мероприятия, рекомендуемые Информационным сообщением № Э-1/71 (СЦНТИ ОРГРЭС, 1971), при осуществлении которых следует:
а) обеспечить радиальный зазор 2-2,5 мы между прижимными деталями (шайбами и фланцами) и корпусами дутьевых клапанов;
б) учитывать фактические значения диаметров проходных отверстий седел дутьевых клапанов. В случаях, когда диаметры проходных отверстий будут меньше 170 мм (клапаны камер) и 115 мм (клапаны отделителей), необходимо производить соответствующую обработку (уменьшить наружный диаметр) прижимных шайб и фланцев;
в) снимать фаски на наружных торцах прижимных шайб (рис.7) и фланцев ( рис.8) дутьевых клапанов аналогично рис.9 и 10 указанного Информационного сообщения вместо предусмотренных заводскими чертежами округлений;
г) допускать возможность одностороннего уменьшения радиального зазора с 2-2,5 до 1 мм (из-за несоосности тарелок клапанов с седлами) с соответствующим увеличением его с противоположной стороны.
2. Обеспечивать при наладках выключателей максимально возможную длительность включающего импульса, которая, по данным завода-изготовителя ( о учетом работы выключателей в сложных циклах при различных давлениях сжатого воздуха от 16 до 21 ат и допустимых колебаниях напряжения на зажимах электромагнитов управления), должна находиться в пределах от 0,07 сек до величины, меньшей собственного времени включения на 0,02-0,03 сек. При этом длительность командного импульса должна определяться по осциллограммам - от момента подачи команды до момента размыкания блок-контактов СБК при включении, т.е. без учета времени горения дуги.
3. Допускать увеличение сброса давления (расхода сжатого воздуха) при одном отключении воздушных выключателей, не работающих в цикле АПВ, до 3,1-3,3 ат (при замере его через 30 сек после совершения операции).
Указанное увеличение сброса давления при отключении воздушных выключателей, работающих в цикле АПВ, может быть допущено при условии обеспечения давления в резервуарах выключателей не ниже 19,5 ат.
4. Обеспечивать при ревизиях и наладках выключателей зазор между штоком поршня и тарелкой дутьевого клапана камеры не менее 3 мм при соблюдении минимально допустимой величины хода дутьевого клапана 50 мм при операции "отключение".
5. Уменьшить диаметры всех антивибрационных отверстий во фланцах гасительных камер выключателей 330 кВ до 5-8 мм установкой в антивибрационных отверстиях на резьбе вновь изготовленных -шайб (пробок). При этом допускается некоторое увеличение бесконтактной паузы камеры.
6. Проверить выполнение мероприятий Противоаварийного циркуляра № Э-12/66. При отсутствии лысок на штоках пусковых клапанов
включения выполнить сверление сквозного отверстия диаметром 3-4 мм в технологической пробке надпоршневой полости клапана включения или в поршне клапана включения.
7. Проверять при текущих и капитальных ремонтах воздушных выключателей состояние резиновых уплотнений клапанов управления
и в случае их значительной деформации, не исключающей металлического соприкосновения тарелок с седлами клапанов, производить замену уплотнений. При этом следует обращать особое внимание на состояние резиновых уплотнений промежуточных клапанов включения и отключения с высотой буртика седла 2 мм на выключателях выпуска до 1963 г. (с 1963 г. высота буртиков седел промежуточных клапанов увеличена заводом до 3 мм)
Заместитель начальника Главтехуправления, главный специалист-электрик
Ф.Синьчугов