В период с 1970 г. по 1975 г. на ряде электростанций при капитальных и текущих ремонтах были обнаружены ослабления прессовки и повреждения крайних пакетов активной стали сердечника статора турбогенератора ТГВ-200. В отдельных случаях это привело к нарушению изоляции обмотки статора и аварийному останову турбогенератора.
Выполненный ОРГРЭС и ВНИИЭ анализ материалов о повреждениях, условий работы турбогенераторов на электростанциях и результатов тепловых испытаний показал, что ослабления прессовки крайних пакетов и их повреждения, как правило, имеют место при работе турбогенераторов с повышенным значением коэффициента мощности и в режиме циклического изменения нагрузки с частыми остановами и пусками турбогенераторов.
При этом вследствие тепломеханических процессов, обусловленных изменением температурного состояния активной стали, существенно ускоряются накопление остаточных деформаций в нажимных элементах и усадочные явления в сердечнике статора, а возрастание аксиальной составляющей магнитной индукции по торцам в режимах работы с высокими значениями коэффициента мощности приводит к повышению вибрации освобождаемых от прессовки зубцов сегментов концевых пакетов и к изломам в результате вибрационной усталости.
В связи с изложенным, а также учитывая неизбежность работы турбогенераторов в указанных режимах, для повышения эксплуатационной надежности турбогенераторов Главтехуправление предлагает при проведении капитальных и текущих ремонтов на всех действующих турбогенераторах ТГВ-200 и ТГВ-200М внедрять комплекс мероприятий, направленных на уменьшение уровня нагрева активной части и на обеспечение более эффективного укрепления зубцов в концевых зонах статора, в том числе:
1. Осуществлять перевод турбогенераторов ТГВ-200 на работу с повышенным избыточным давлением водорода в корпусе до 3,5-4,0 кгс/см2 в соответствии с указаниями п.2 § 6-4 Сборника директивных материалов (электрическая часть) ("Энергия" 1971).
2. Производить установку у турбогенераторов ТГВ-200 направляющих аппаратов к аксиальным вентиляторам по технической документации ЦКБ Главэнергоремонта или замену рабочих лопаток осевых вентиляторов (чертеж № 2Т18) новыми лопатками (чертеж № 8ТХ.437.522 -выполнен по чертежу № 1Т18 завода "Электротяжмаш").
Лопатки направляющего аппарата должны быть изготовлены из немагнитного металла.
Одновременно необходимо высверливать дополнительные отверстия в раме сердечника статора согласно технической документации завода "Электротяжмаш" ТХ.113.113, принимая меры, предотвращающие попадание металлических стружек в сердечник статора.
3. Выполнять модернизацию кольцевого уплотнения воздушного зазора турбогенератора ТГВ-200, исключающую отгибание нажимных пальцев при его установке, по технологии, указанной в Эксплуатационном циркуляре № Э-6/74 "О предотвращении ослабления зубцов крайних пакетов сердечников статоров турбогенераторов серии ТГВ". Модернизацию уплотнения воздушного зазора турбогенератора ТГВ-200 с дополнительными вентиляционными каналами концевых пакетов статора и турбогенератора ТГВ-200М выполнять по технической документации завода "Электротяжмаш" - чертежи № 5ТХ.372.009 и № 5ТХ.372.012 (вместо чертежей № 5ЧХ.372.560 и № 5ТХ.372.546 соответственно).
4. Осуществлять установку пружин под гайки стяжных призм по чертежам и технологии завода "Электротяжмаш", предотвращающих ослабления прессовки стали.
5. Производить тщательный осмотр активной стали сердечника. При обнаружении ослабления прессовки или других дефектов устранять их согласно инструкции завода "Электротяжмаш" ОТХ. 199.024 и чертежу № ТХ.29.822.
6. Испытание стали сердечника турбогенератора после ремонта, начиная с заводского заказа № 01568, производить при индукции 1,4 Т.
Заместитель начальника Главтехуправления, главный специалист-электрик
К.М.Антипов