Авторское право © WWW : Ретро РЗиА
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Противоаварийный циркуляр № Э-10/53 от 25 июля 1953 г
04.11.13 17:56

О мерах предотвращения возгорания изоляции обмоток генераторов от действия емкостных токов

При испытаниях изоляции генераторов повышенным напряжением наблюдались случаи тления изоляции в лобовых частях из-за действия емкостных токов. Тлению особенно подвержены непропитанный шпагат, киперная лента и пр.
Так, на одной электростанции Донбассэнерго во время приемных испытаний повышенным напряжением изоляции статора турбогенератора (без торцевых щитов) на напряжение 10,5 кВ, проходившего ремонт на ХТГЗ с полной сменой обмоток, по появившемуся дыму было обнаружено тление изоляции. Путем изъятия из лобовых частей легкое воспламеняющихся материалов и изменение конструкций креплений было предотвращено тление изоляции при дальнейшей эксплуатации генератора.
Такое тление изоляции во время работы генератора может повести к возгоранию его изоляции, особенно если изоляция выполнена некачественно, с недостаточной пропиткой шпагата и других горючих материалов в лобовых частях.
В целях предотвращения возможного возгорания от действия емкостных токов некачественно выполненной изоляции, а также для своевременного обнаружения начавшихся разрушений изоляции от действия этих токов Техническое управление по электростанциям предлагает:

1. Не допускать к эксплуатации новые генераторы или генераторы, прошедшие капитальный ремонт со сменой обмоток, если в их лобовых частях будут обнаружены непропитанные или непокрытые покровным лаком легко (Воспламеняющиеся материалы (шпагат,  электрокартон, хлопчатобумажная лента и т. п.).
2. Испытание повышенным напряжением обмоток статоров производить при снятых торцевых щитах. При этом следует отметить интенсивность и характер короны, особенно при испытаниях вновь вводимых генераторов или генераторов, прошедших ремонт с полной или частичной сменой обмоток.
3. Для генераторов напряжением 10 кВ и выше, вновь вводимых или прошедших ремонт с полной или частичной сменой обмотки, после испытания повышенным напряжением в течение 1 мин. снижать напряжение до номинального и выдерживать обмотку под этим напряжением в течение 5 мин. Испытание проводится при снятых торцевых щитах с целью обнаружения возможного загорания изоляции.
4. При капитальных ремонтах генераторов напряжением 10 кВ и выше без смены обмоток производить тщательный осмотр лобовых частей с целью выявления возможных разрушений изоляции от действия емкостных токов и короны, обращая особое внимание на места выхода стержней из паза, доступные для осмотра места пересечения в лобовых частях стержней верхнего и нижнего рядов и места, у которых при испытании повышенным напряжением наблюдается усиленное коронирование.
5. Ввести испытание лобовых частей компаундированных обмоток статора перед укладкой в пазы.
6. При приемке новых генераторов от электромашиностроительных заводов требовать представления всех протоколов пооперационных, и сдаточных испытаний. При обнаружении каких отступлений не принимать генератор и немедленно сообщать в Техническое управление по электростанциям.

Зам. начальника Технического управления по электростанциям, главный электрик И. Сыромятников

Сканы циркуляра предоставил Sm@rt участник форума Советы бывалого релейщика
URL / WWW
http://retro-rzia.ru/cirkuljary/a-54.html