О повышении надежности работы токовых реле типов ЭТ-60, ЭТ-70, ЭТ-500
Анализ аварий показывает, что до настоящего времени продолжают повторяться случаи отказов и неправильного действия релейной защиты из-за различного рода дефектов и неисправностей реле ЭТ. Серьезные дефекты конструкции имеются у ранее выпускавшихся реле серий ЭТ-60 и ЭТ-70, большое количество которых еще находится в эксплуатации. Контакты этих реле подвержены «заскакиванию» и вибрации. Для повышения надежности работы защиты с реле серий ЭТ Техническое управление предлагает всем главным инженерам РУ и ЭК: 1. До 1 мая 1956 г. произвести реконструкцию контактной системы и упоров всех реле ЭТ-60 и ЭТ-70, находящихся в эксплуатации. 2. При каждой полной эксплуатационной проверке релейных защит тщательно проверять отсутствие вибрации контактов всех реле ЭТ-60, ЭТ-70 и ЭТ-500 во всем диапазоне токов (от тока срабатывания до максимально возможного тока в реле при коротком замыкании). Проверку отсутствия вибрации контактов производить: а) плавным подъемом тока до максимально возможного тока в реле; б) включением реле на ток толчком во всем указанном диапазоне с интервалами 0,1 от максимального значения тока в реле. 3. Реконструкцию контактной системы и упоров реле ЭТ-60 и ЭТ-70 и устранение вибрации реле ЭТ всех типов производить в соответствии с прилагаемыми «Указаниями по устранению дефектов реле типа ЭТ-60, ЭТ-70 и ЭТ-500». Заместитель начальника Технического управления, главный электрик И. А. Сыромятников
Приложение к Противоаварийному циркуляру № Э-3/55 Указания по устранению дефектов токовых реле типов ЭТ-60, ЭТ-70 и ЭТ-500
Основными дефектами реле типа ЭТ, выявленными в процессе эксплуатации, являются: 1) подверженность «заскакиванию» контактов реле ЭТ-60 и ЭТ-70; 2) возможность застревания демпфера в реле ЭТ-60 и ЭТ-70; 3) вибрация контактов; 4) затирание осей якоря в подпятниках. Ниже приводятся способы устранения дефектов реле, а также простой способ реконструкции реле ЭТ-60 и ЭТ-70. 1. Устранение «заскакивания» контактов токовых реле ЭТ-60 и ЭТ-70 Контакты реле ЭТ-60 и ЭТ-70 заводского исполнения подвержены «заскакиванию» при возникновении больших моментов на якоре реле из-за значительной длины неподвижных контактных пружин, раскачивающихся от механических толчков, а также из-за отгибания или поворота основания фиксатора.
Фиг. 1. Реконструкция контактной системы реле ЭТ-60 и ЭТ-70. 1 – магнитопровод; 2 – колодка неподвижных контактов; 3 – неподвижный контакт (используется старый от реле ЭТ-60 в ЭТ-70); 4 – подвижной контакт; 5 – стойка неподвижных контактов; 6 – антивибрационная пластинка.
«Заскакивание» мостика подвижного контакта за неподвижный может быть устранено путем установки более коротких неподвижных контактных пластин по типу применяемых в реле ЭТ-500 и замены фиксаторов реле ЭТ-60 и ЭТ-70 на винтовые упоры, аналогичные упорам (реле ЭТ-500. Наиболее просто переход на укороченные контакты может быть осуществлен (предложение инж. Б. А. Трофимова) следующим образом: Изготавливаются две латунные стоечки 5 (фиг. 1) для крепления укороченных контактных пластин 3. Укороченные контактные пластины изготавливаются из старых контактов реле ЭТ-60, ЭТ-70 и снабжаются антивибрационной пластинкой 6. Стойки, крепятся к имеющейся изоляционной колодке неподвижных контактов 2. При наличии пластмассовых колодок неподвижных контактов реле Э-520 (заводское обозначение И-10845) их можно использовать для замены контактной системы реле ЭТ-60 или ЭТ-70. Контактная система реле ЭТ-60 и ЭТ-70 при этом снимается вместе с изоляционной колодкой 2. Крепление контактной системы реле ЭТ-500 к магнитопроводу реле ЭТ-60 (ЭТ-70) производится винтами с гайками, для чего в магнитопроводе просверливаются отверстия диаметром 3 мм. На фиг. 2 схематически показана установленная таким образом колодка.
Фиг. 2. Реконструкция упоров реле ЭТ-60 и ЭТ-70. 1– магнитопровод: 2 – верхний упор (латунь); 3 – нижний упор (латунь); 4 – гайка М4 (Ст. 3); 5 – колодка неподвижны; 6 – контактор от реле серии ЭТ-500.
Имеющаяся шайба с фиксаторами в реле ЭТ-60 и ЭТ-70 демонтируется и вместо нее (предложение Харьковэнерго) устанавливаются винтовые упоры (заводское обозначение М99579 и М95104), как это выполнено в реле ЭТ-500 последних выпусков. 2. Устранение застревания якоря из-за дефектов демпфера реле ЭТ-60 и ЭТ-70 Наличие демпфера в реле ЭТ-60 и ЭТ-70 требует весьма кропотливой и длительной регулировки хода поршня в колбочке. Весьма жесткие требования предъявляются также и к качеству заливаемого в колбочку масла. При низкой окружающей температуре масло может настолько загустеть, что вызовет отказ работы реле; при высокой температуре масло испаряется, вследствие чего демпфирование прекращается и появляется вибрация. Во избежание застревания якоря реле из-за дефектов демпфера последний следует демонтировать. При этом для облегчения регулировки реле можно ограничится удалением только колбочки с маслам. 3. Устранение вибрации контактов и затирания осей в подпятниках Устранение вибрации контактов следует производить в соответствии с § 23, 24 «Инструкции Р-1 по проверке мгновенных реле тока и напряжения типов ЭТ и ЭН» Мосэнерго (ГЭИ, 1953 г.). Ликвидацию затирания осей в подпятниках и проверку исправности подпятников и концов оси следует производить согласно § 14 указанной инструкции. Кроме того, хорошие результаты дает применяемая в Ленэнерго переточка концов осей или подпятников, выполненная таким образом, чтобы угол заточки подпятника на 5 – 10° был больше угла заточки конца оси.Зам. главного инженера ОРГРЭС А. И. Мальц Составлено Электроцехом ОРГРЭС