Об использовании трехфазного токового реле в защите ЭПЗ-1636-67
Панель защиты ЭПЗ-1636-67 предназначена для применения в качестве основной защиты линий электропередачи напряжением 110-330 кВ, при этом в зависимости от схемы первичных соединений трансформаторы напряжения (ТН) могут быть установлены на линии или на шинах. При установке ТН на линии для обеспечения срабатывания дистанционной защиты (ДЗ) при КЗ вблизи места её установки в случае отказа в срабатывании I ступени (например, при включении на закоротку или на близкое к шинам К3) III ступень ДЗ (комплект реле сопротивления КРС-1) выполнена со смещением характеристики в III квадрант комплексной плоскости, т.е. в сторону надежного охвата характеристикой начала защищаемого участка. Трехфазное токовое реле необходимо для предотвращения неправильной работы ДЗ при включении линии из-за возможного невозврата магнитоэлектрических реле дистанционного и пускового органов после отключения защищаемой линии при питании цепей напряжения ДЗ от ТН, установленного на линии. Возврат магнитоэлектрического реле обеспечивается после включения линии за счет появления на нем тормозного момента и происходит до срабатывания трехфазного токового реле, имеющего небольшое замедление при срабатывании. При установке ТН на шинах трехфазное токовое реле, как правило, не используется, так как в ряде случаев это приводит к недопустимой перегрузке трансформаторов тока. Отсутствие трехфазного токового реле и наличие смещения характеристики дистанционного органа III ступени в III квадрант может привести к неправильному действию ДЗ при КЗ на шинах. При КЗ на шинах и отключении от ДЗШ системы шин происходит потеря питания цепей напряжения ДЗ линий, подключенных к ТН обесточенной системы шин. Так как III ступень ДЗ имеет смещение в III квадрант, КЗ на шинах входит в зону ее действия, и магнитоэлектрические реле III ступени дистанционных органов замыкают свои контакты. После отключения поврежденной системы шин и исчезновения питания цепей напряжения из-за возможного невозврата магнитоэлектрических реле III ступени ДЗ их реле-повторитель 2РП может оставаться в подтянутом положении на все время отсутствия напряжения на обесточенной системе шин. Такое состояние защиты при опробовании обесточенной системы шин от ключа управления или от АПВ шин может привести к неправильному отключению (по цепи ускорения III ступени ДЗ) присоединения, которым производится опробование.Для исключения возможных неправильных действий дистанционной защиты панели ЭПЗ-1636-67 при установке ТН на шинах и, учитывая нежелательность повсеместного включения трехфазного токового реле (из-за недопустимой в ряде случаев перегрузка трансформаторов тока), Главтехуправление предлагает:Исключить трехфазное токовое реле из схемы при отсутствии смещения характеристики III ступени ДЗ в III квадрант.Использовать III ступень ДЗ без смещения характеристики в III квадрант допускается в случаях, когда введено ускорение II ступени ДЗ в цикле АПВ или используется токовая отсечка от междуфазных КЗ, зона действия которой с запасом перекрывает в цикле АПВ мертвую зону III ступени ДЗ, работающей без смещения.Использовать трехфазное токовое, реле при наличии смещения характеристики III ступени ДЗ в III квадрант.Исключать смещение характеристики III ступени в III квадрант недопустимо при использовании I ступени ДЗ с выдержкой времени.Заместитель начальника Главтехуправления, главный специалист-электрик А.М. Антипов