О недостатках схем УРОВ 110-330 кВ с использованием контактов реле РПО или блок-контактов выключателей
При отключении воздушным выключателем короткого замыкания на линии 220 кВ на одной из ГРЭС, произошло повреждение отделителя этого выключателя, в результате чего после отключения он самопроизвольно снова включился на к.з. При этом блок-контакты выключателя остались в положении "отключено". УРОВ 220 кВ не подействовал, т.к. в цепи пуска УРОВ, выполненного по устаревшей дефектной схеме (выпущенной в 1959 г.) , использовались контакты реле положения "отключено" (РПО), которые после отключения выключателя разомкнули цепь пуска. Защиты на шиносоединительном выключателе 220 кВ РУ 220 кВ ГРЭС нормально отключены, действие резервных защит автотрансформаторов с меньшей выдержкой времени на деление систем шин 220 кВ на шиносоединительном выключателе не было предусмотрено. В результате этого действием резервных защит блоков, автотрансформаторов и резервных защит линий с противоположных сторон были полностью обесточены обе системы шин РУ 220 кВ ГРЭС. Имеются сведения, что схемы УРОВ с указанными выше недостатками имеются и в других энергосистемах, где тоже были аналогичные случаи отказа в действии УРОВ. В целях предотвращения подобных случаев отказа УРОВ 110-330 кВ служба P3иA ЦДУ ЕЭС СССР рекомендует всем ОДУ и энергосистемам: 1. Выявить и организовать реконструкцию или замену панелей дефектных схем УРОВ. При этом руководствоваться двумя вариантами типовых проектных схем, выпущенных институтом Энергосетьпроект (с учетом противоаварийного циркуляра и Э-3/73 от 29 марта 1973 г.): а) схемами с автоматической проверкой исправности выключателей (с действием "на себя"); б) схемами с использованием контактов реле положения "включено" (РПВ) выключателей. 2. Обратить особое внимание на недопустимость затяжки в выполнении положений Решения № Э-11/68 от 7 июня 1968 г. и Противоаварийного циркуляра № Э-6/74 от 29 августа 1974 г. об использовании защит на шиносоединительных выключателях либо действий резервных защит трансформаторов (автотрансформаторов) и блоков на отключение с меньшей выдержкой времени шиносоединительных (секционных) выключателей. 3. На вновь вводимых объектах не допускать применения схем УРОВ по устаревшим схемам, имеющими указанные выше и другие недостатки.
Начальник CРЗиА ЦДУ ЕЭС СССР М.А. Беркович
|