Авторское право © WWW : Ретро РЗиА
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Информационное письмо №71 службы РЗиА ЦДУ ЕЭС СCСP от 19 октября 1989 г.
15.04.12 18:00

О случае отказа в действии дифференциальной защиты шин 500 кВ

На одной из атомных электростанций при вводе из ремонта щунтирующего реактора 500 кВ (реактор коммутируется на систему шин 500 кВ через выключателъ) произошла авария с потерей более 85% мощности АЭС.
В процессе ввода в работу реактора 500 кВ по программе, в целях обеспечения защиты этого реактора, были отсоединены испытательным блоком от трансформаторов тока реактора токовые цепи дифференцильной защиты шин (ДЗШ) 500 кВ (отсоединено "плечо" токовых цепей ДЗШ).
При включении реактора под напряжение в схеме ДЗШ 500 кВ сработало трехфазное токовое реле чувствительного комплекта ДЗШ, т.к. ток срабатывания этого реле был меньше тока реактора. Указанное реле одновременно выполняет функции контроля исправности токовых цепей ДЗШ 500 кВ, в результате чего о выдержкой времени 15с произошел автоматический вывод ДЗШ из действия (автоматическая блокировка ДЗШ). При этом дежурный персонал АЭС не обратил внимания на сигнал о блокировке ДЗШ 500 кВ.
При последующем выполнении предусмотренной программой операции отключения выключателя реактора 500 кВ произошло короткое замыкание (к.з,) в зоне ДЗШ 500 кВ из-за повреждения выключателя реактора. Короткое замыкание было ликвидировано действием резервных защит линий 500 кВ, автотрансформаторов и блоков АЭС.
Автоматическая блокировка ДЗШ может происходить и на других объектах, где контроль исправности токовых цепей ДЗШ выполнен в виде токового реле, включенного в нулевой провод, например, при неполнофазном включении под напряжение реактора в случаях, аналогичных аварии на АЭС.
Следует иметь в виду, что автоматическая блокировка ДЗШ, а также и дифзащиты ошиновки (ДЗОШ) любого напряжения возможна также и при аналогичной постановке под напряжение от шин (ошиновки) линии, трансформатора или автотрансформатора (AT). - Например, в случаях, когда, после включения под напряжение, с другой стороны этой линии (трансформатора, AT) происходит самопроизвольное неполнофазное включение воздушного выключателя с возникновением несимметричного тока нагрузки.
Для предотвращения отказов ДЗШ (ДЗОШ) в указанных случаях служба РЗиА ЦДУ ЕЭС СССР рекомендует:
1. При проработке иди согласовании оперативных заявок, разработке или согласовании типовых (разовых) программ операций тщательно оценивать возможность отказа ДЗШ (ДЗ0Ш) вследствие возможной автоматической ее блокировки, если у нее отсоединено "плечо" токовых цепей, на всех этапах производства операций и для всех возможных режимов и схем работы.
2. В случаях, если при отсоединенном "плече" токовых цепей ДЗШ (ДЗОШ) ток в дифференциальной цепи этой защиты может быть больше тока срабатывания устройства контроля исправности токовых цепей, до принятия Главтехуправлением решения по этому вопросу, выводить оперативно автоматическую блокировку защиты, оставляя в работе цепи сигнализации от устройства контроля исправности токовых цепей (на вое время отсоединенного положения "плеча" токовых цепей). На панели ДЗШ (ДЗОШ) установить для этой цели специальную накладку или ключ.

Начальник СРЗиА ЦДУ ЕЭС СССР Ю.В.Усачев
URL / WWW
http://retro-rzia.ru/ip/a-13.html